В последнее время я занялась поиском квартиры в Пензе, просматриваю объявления. Интересуют большие квартиры, и как правило, они оказываются с "дизайнерским ремонтом". Кажется, у меня уже начинает дергаться глаз от увиденного. Я уже точно понимаю, что надо искать квартиру без ремонта, в черновой отделке.
Давно хочу поделиться прекрасной статьей (источник)
Можно ли заблудиться в трех соснах? Можно, и не только заблудиться, но и упоительно блуждать. Три сосны: архитектура, дизайн, декор.
Создавая интерьер, проектировщик решает несколько блоков взаимопроникающих, но все же вполне разводимых проблем и задач. В архитектурном блоке решаются функциональные особенности помещения, его перепланировка, определяется, где и какие будут стоять мебель, оборудование, источники света. Здесь же подразумевается принятие технических решений по устройству конструкций проемов, лестниц, перегородок, потолков и полов, принимаются технические решения по устройству кондиционеров, саун, бассейнов, каминов, теплых полов и так далее и тому подобное, при этом вероятно сотрудничество с конструкторами, специалистами по отоплению, вентиляции, канализации и электроснабжению. Фигурально говоря, под конкретную функцию лепится насыщаемое инженерными решениями и светом пространство.
После того, как это пространство в массах решено, средствами дизайна оно обретает конкретику: какова именно будет отделка стены, какая дверь будет вставлена в конкретный проем, каким будет светильник, диван ... рисунок на паркете... Таким образом, все составляющие проекта, задуманные на архитектурном этапе должны конкретизироваться и быть детально отработаны. Дизайнерский блок может существовать и без предварительной архитектурной работы там, где форма и функции помещения остаются прежними.
А что же такое в моем понимании декор? Декор - дополнительный (но от этого не менее важный) по отношению к архитектуре и дизайну блок задач по размещению в интерьере различных деталей и предметов, не имеющих прагматично-утилитарной функции. В специфически задуманном интерьере этого блока может и не быть. Но там, где он изначально планировался, возникают тонкие художественные смыслы эмоционально-психологического и ассоциативно-культурологического характера. В традиционных западных интерьерах декор имманентен исторической непрерывности культуры, неотделим от уклада жизни. Декором создается атмосфера, дух, состояние, ощущение, душевный комфорт.
Традиционно профессиональные архитектор, дизайнер и декоратор имеют несколько разные средства и методы работы над интерьером, если даже им доводится решать одни и те же задачи, то делают они это каждый по-своему. И, как мне кажется, акценты на этих трех составляющих в российском и западном интерьере расставлены весьма по-разному.
Автор, либо руководитель авторского коллектива проектировщиков российских интерьеров в большинстве случаев по образованию архитектор, что весьма специфично. Ему нравится работать с пространством, ему это близко. А декор (в традиционном представлении) нашими архитекторами почти всегда воспринимался пренебрежительно и со знаком минус.
Внимание, я достаю из шляпы одну из главных формул интерьера в "новом русском стиле". Это "декоративная архитектура" плюс "декоративный дизайн" минус традиционный декор.
Начнем расшифровку... Наш архитектор (пребывая в искренней уверенности, что он не опошляет свое творчество каким-то там декором, потому что работает чисто архитектурными средствами) по сути своей именно архитектуру превращает в декор: стены "извиваются", потолки "волнуются", проемы "перекашиваются". Зачем? Может жить в таком помещении становится удобнее? Спорно. Не удобнее, видимо, а лучше - в смысле, "веселее", затейливее, словом, не так, как раньше (а дистанцироваться от нашего недавнего прошлого даже ценой потери здравого смысла, - по-моему, главное подсознательное или сознательное желание сегодняшнего заказчика и архитектора) Действительно, как же можно в новом русском интерьере обойтись без затей? В творческой эйфории вседозволенности (ведь у заказчика много денег, а строители обладают такой волшебной технологией как " дядя Вася с кувалдой", этакий Левша, мастер - "золотые руки", который хоть к чему хоть что притачает) затеями нашпиговывается все: перегородки, потолки, полы, проемы ... Слава богу, если эта пестрота объемов и форм не входит в противоречие с инженерными решениями, а наоборот, помогает их реализации, например, за опущенным гипсокартонным потолком скрывается система кондиционирования канального типа, балка или воздуховоды, то есть хоть чем-то все оправдано с рационально-практической точки зрения...
Западная архитектура существенно прагматичнее. Зарубежному коллеге даже в голову не приходит просто так для интереса "повыкрутасничать". Он существует в гораздо более жестких условиях материальной и моральной ответственности перед заказчиком за принятые решения, он должен уложиться в смету и в существующий высокий стандарт профессионального качества. Поэтому, прежде чем он "рискнет" запроектировать какую-либо змеевидную стеночку, он просчитает увеличение расхода материала и квалифицированного труда на ее возведение, сопоставит его с теми функциональными и эстетическими преимуществами, которые такая форма дает, и только потом примет решение. Он предельно качественно и при этом возможно недорого решит инженерные проблемы, последовательно и скрупулезно продумает функциональную организацию помещений, попытается спроектировать самый оптимальный быт с точки зрения хранения вещей и обслуживания помещений, позаботится об энергосбережении и экологической чистоте, отработает в интерьере окна, батареи, подоконники так, что они станут составляющими общей гармонии, ему не выгодно сочинять себе сверх того какой-то еще материал для работы, ведь каждый дополнительный шаг увеличивает затраты. При этом, одним - двумя выверенными штрихами или доминантами он зафиксирует свою работу над интерьером, оставив поле деятельности дизайнеру.
"Наш" дизайнер (часто все тот же архитектор) продолжает раскрашивание начатой архитектуры-декорации, насыщая и насыщая ее новыми увеселительными подробностями: стеклоблоки, нишки, окошечки, подсветка такая, подсветка другая или в другой интерпретации: пилястра такая, пилястра другая, купол, арка, фонарь, витраж... При такой пестроте и обилии самодовлеющих деталей часто уже не до прямой функции дизайнера: качественно и грамотно подобрать покрытие стен, полов, потолков, мебель и светильники - руки не доходят. А ведь западный дизайнер именно это и сделает. Если есть проем, он будет пытаться оптимально оформить именно проем, а не пытаться нарисовать на стене рядом с ним квадратики или нечто иное... Таким образом, он выделит лишь необходимые для решения задачи и приложит все усилия к их решению минимумом средств с максимальным эффектом.
Его решения будут лежать в рамках отработанных технологий и эстетических систем, что определит некустарный уровень будущего интерьера. В итоге весь архитектурно-дизайнерский блок работ окажется вполне сдержанным и лаконичным, подходящим для появления на его фоне продуманного, глубоко художественного предметного мира-атмосферы, который без всякого стеснения привнесет декоратор. Западный декоратор работает тонкой материей связи предметов и образующихся от этой связи эффектов, значение имеют: фотография и рамочка к ней, картина, связка апельсиновых корок, корешок книги, колченогая табуретка, потертость на стене, старая ваза, столовое серебро, подушка на диване, плакат, занавеска и т.д., и это настолько для нас нетипично (ведь наш совковый бытовой предметный мир мы не привыкли уважать) что очень мало кто из наших дизайнеров способен даже просто оценить, а не только использовать такой подход. То, что делается у нас, выглядит плоско, сухо, прямолинейно, поверхностно и, либо стыдливо, либо развязно: мол, заказчик любит дворцовые или другие насыщенные (по логике стилевой принадлежности) декором интерьеры, так почему бы не сотворить то, что ему нравится... Также и в "наших" неомодернистских интерьерах декор (если для него остается место) является все тем же увеселительным продолжением архитектурно-дизайнерского декоративного творчества и в целом за атмосферу в интерьере не отвечает.